В соответствии со ст. 1482 Гражданского кодекса РФ товарные знаки (бренды, торговые марки) могут быть:
- словесными;
- объемными;
- изобразительными;
- другими обозначениями и их комбинациями.
Правообладатель может выбрать любой цвет или цветовое сочетание для своего товарного знака.
Самыми распространенными на сегодняшний день являются словесные бренды. Такие обозначения состоят из различных единиц языка: слов, сочетаний букв, предложений, словосочетаний.
Пример словесной торговой марки — обозначение APPLE. Право на этот бренд зарегистрировано в отношении товаров 9-го класса МКТУ за американской корпорацией «Эппл Инк». Этот класс включает в себя:
- электронные компьютеры;
- принтеры и компьютерные терминалы;
- электронные инструменты и приборы для нахождения, обработки, хранения, показа, передачи, ввода, вывода и выдачи данных в напечатанном виде;
- приборы для флоппи-дисков;
- карты, пленки, диски и провода;
- контрольные приборы для этих товаров;
- электронные схемы и микрочипы;
- фитинги и части для указанных товаров;
- компьютерные программы.
Одним из требований закона к товарным знакам является наличие их различительной способности. При ее отсутствии в регистрации бренда будет отказано. Кроме того, не регистрируются товарные знаки, обозначение которых состоит только из характеризующих товар элементов, включая указание на вид, свойство, качество, назначение, количество, ценность, место, способ и время производства или сбыта.
К примеру, какая-то компания разработала и подала документы на регистрацию бренда «НОЖ» для товаров 21-го класса по МКТУ. Данный класс включает в себя домашнюю (кухонную) посуду и утварь. Экспертиза признает бренд «НОЖ» неохраняемым. В регистрации такого товарного знака будет отказано. Основание — пп. 3 п. 1 ст. 1483 ГК РФ. Словесное обозначение «НОЖ» содержит непосредственное указание на вид товара. В отношении остальных товаров 21-го класса по МКТУ такое обозначение будет вводить потребителя в заблуждение.
Варианты регистрации для неохраняемых товарных знаков
Чтобы зарегистрировать неохраняемый товарный знак, можно воспользоваться следующими вариантами:
- разработать бренд, который будет содержать несколько элементов (например, словесный и изобразительный). В таком случае товарный знак может содержать один из неохраняемых элементов, например, словесное обозначение «НОЖ». В целом такой бренд признается охраняемым;
- сделать обозначение графической проработкой букв таким образом, чтобы слово стало нечитаемым, а завершенный вид комбинированного обозначения был выполнен в едином стиле, соответствующем бренду;
- представить, используя одну из техник нейминга, бренд в виде какого-либо нового образованного фантазийного слова (например, «НОЖИНИ»).
Заявителям необходимо помнить, что кроме абсолютных оснований для отказа в государственной регистрации товарного знака, законодательством предусмотрены и относительные основания.
Если вам нужно зарегистрировать товарный знак, специалисты «Первой Патентной Компании» рады в этом помочь. Для записи на консультацию позвоните нам по телефону 8 (495) 604-42-47.