Любая компания может зарегистрировать свой бренд в Роспатенте самостоятельно: по законодательству для этого необязательно обращаться к специализированным посредникам. Самостоятельная регистрация бренда без последующих отказов будет успешной только после изучения всех тонкостей процедуры. Расскажем об этом подробнее.
Общие положения о брендировании
Государственная регистрация товарного знака необходима для защиты бренда компании от подделок и недобросовестной конкуренции. Обладая исключительными правами на торговую марку, ООО или ИП имеет право ее продать, сдать в аренду по лицензионному соглашению, оформить залог. В случае использования бренда конкурентами правообладатель вправе потребовать финансовую компенсацию за причиненный в результате таких действий ущерб, в том числе и моральный.
После государственной регистрации товарный знак получает охранную защиту той страны, где он был зарегистрирован. Если бренд не используется в деятельности компании в течение 3 лет подряд, любой субъект может подать заявку на аннулирование охранных прав.
Также важно понимать, что зарегистрированный бренд используется только для тех товаров и услуг, которые были приведены в форме заявке согласно кодам МКТУ. Регистрировать бренд могут только предприниматели: ООО, ИП, НКО: физические лица таких прав лишены. При оформлении заявки на товарный знак необходимо уплатить госпошлину, размер которой варьируется в зависимости от видов и количества кодов по МКТУ.
1 этап регистрации: проверка уникальности
Наиважнейший этап — проверка уникальности выбранного товарного знака. Большинство отказов от Роспатента происходит именно по этой причине. В настоящее время, когда компании копируют идеи друг у друга и массово регистрируют в ФИПС (Роспатенте) собственные торговые марки, риск наткнуться на уже существующее обозначение довольно велик. Поэтому перед началом процедуры регистрации следует удостовериться в отсутствии аналогов. Как это сделать? На сайте ФИПС есть платные услуги по поиску и проверке уникальности бренда. Можно это сделать и бесплатно – но поиск по базе ФИПС предлагается только но номерам регистрации: невозможно запустить проверку, используя только картинку или буквенно-цифровое обозначение. Также в интернете есть платные реестры и бесплатные, но качество проверки бесплатных сервисов, исходя из практики патентных специалистов, вызывает большие сомнения. Из сайтов для проверки рекомендуется база международных товарных знаков Romarin и сайт ВОИС — Всемирной организации интеллектуальной собственности. ВОИС необходим для ознакомления со списком зарубежных торговых марок, действующих в конкретных странах.
Надежнее всего обратиться в специализированную патентную компанию, которая проверит уникальность выбранного знака за достаточно умеренную плату.
2 этап: оформление заявки
После проверки бренда на идентичность среди аналогов приступают к оформлению заявки на регистрацию. Скачать форму заявки можно и в интернете, при этом важно заполнить все графы корректно. Заявка включает в себя заявление с реквизитами компании, подробным
описанием бренда и видов товаров, услуг при продаже которых планируется использовать товарный знак. Помимо описания прикладывается изображение знака, этикетка или его аудиодорожка, видеоизображение. Помимо заявки необходимо уплатить госпошлину за ее подачу: она составляет 14200 рублей + дополнительно 2050 рублей за каждый добавочный класс по классификатору МКТУ.
3 этап: подача заявки
Оформленная по правилам заявка вместе с приложенными документами: реквизитами заявителя, квитанцией на уплату госпошлины и подтверждением ее оплаты направляется в ФИПС в г.Москву. Филиалов ФИПС в регионах нет. Каналы представления заявки: личное посещение, экспресс-почта, факс, обычная почта. Возможно электронное представление документов, заверенных ЭЦП: через сайт ФИПС или гос.услуг. На практике чаще всего используется доставка документов экспресс-почтой.
4 этап: формальная проверка
После поступления заявки с приложенной документацией ФИПС закрепляет за заявителем приоритет — преимущественное право на данный бренд. Это означает, что в случае подачи заявки на данную торговую марку преимущество будет именно за заявителем. После этого ФИПС в течение 30 дней проверяет поступившие документы: насколько правильно они оформлены, соблюден ли регламент подачи заявки, уплачена ли госпошлина и прочие моменты. Если каких-либо документов будет недоставать, ФИПС пришлет на указанный почтовый адрес уведомление и у компании будет 90 календарных дней для предоставления затребованных документов. Если ответа от фирмы не поступит, заявка автоматически аннулируется.
5 этап: экспертиза по существу
Следующий период занимает 1 календарный год. ФИПС проверяет по своей базе аналогичный товарный знак. Причем проверка происходит не только среди зарегистрированных брендов, но и среди поданных заявок от компаний.
6 этап: оповещение от ФИПС об уточнениях
В случае если Роспатент найдет аналоги или еще по каким-либо причинам не сможет произвести регистрацию, заявителю будет направлено соответствующее информационное письмо с оповещением и запросом. Для предоставления уточнения и доказательств компании отводится 6 месяцев с момента получения запроса. Все предоставленные аргументы ФИПС внимательно рассмотрит при вынесении решения о регистрации или об отказе.
7 этап: вручение свидетельства
При положительном решении Роспатент также уведомляет заявителя об этом. В течение 4 месяцев заявитель должен уплатить госпошлину за получение свидетельства на