Общероссийский информационно-аналитический и научно-практический журнал «Имущественные отношения в Российской Федерации» опубликовал статью руководителя отдела промышленной собственности ООО «Первая патентная компания» - Юлии Владимировны Кабановой по теме «Защита интеллектуальных прав правообладателей таможенными органами: проблемы и эффективные решения».
Статья посвящена вопросам взаимодействия правообладателей с Федеральной таможенной службой в сфере защиты интеллектуальных прав. Рассмотрены проблемы, с которыми сталкиваются правообладатели при защите прав на объекты интеллектуальной собственности. Отмечены процессуальные моменты, которые фигурируют при решении таких проблем таможенными органами. Предложены пути решения выявленных проблем.
В последнее время участились случаи правонарушения в сфере интеллектуальной собственности. В большей степени это обусловлено торговлей контрафактной продукцией, последствия которой могут отрицательно влиять на развитие экономики нашей страны.
Вопросы защиты интеллектуальных прав с помощью таможенных органов с 1 июля 2010 года регулируются Таможенным кодексом Таможенного союза (далее – ТК ТС) и принятым в его рамках Федеральным законом от 21 ноября 2010 года № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее – Закон о таможенном регулировании).
Вступивший в силу в 2011 году Закон о таможенном регулировании в разделе VII главы 42 «Особенности совершения таможенных операций в отношении отдельных категорий товаров» содержит нормы, касающиеся мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности (далее также – ОИС).
Рассмотрим проблемы, с которыми сталкиваются как таможенные органы, так и правообладатели при защите прав на объекты интеллектуальной собственности, и попытаемся найти их эффективные решения.
Основная проблема – ввоз/вывоз контрафактной продукции. Бо?льшая часть контрафактной продукции поступает на территорию России из стран Юго-Восточной Азии, Китая, Таиланда. Решение этой проблемы во многом зависит от эффективности деятельности таможенных органов, контролирующих перемещение контрафактной продукции через таможенную границу.
Следующей проблемой являются низкие показатели внесения сведений об ОИС в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (далее – ТРОИС). Решение этой проблемы в первую очередь зависит от получения исключительных прав на ОИС. По общему правилу, товарные знаки/знаки обслуживания иностранных и российских правообладателей считаются охраняемыми только после регистрации в Федеральной службе по интеллектуальной собственности. Включение ОИС в таможенный реестр допускается по заявлению правообладателя или его уполномоченного представителя. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, рассматривает заявление в течение месяца со дня поступления и принимает решение о включении в реестр объекта интеллектуальной собственности или отказе в этом.
Приказом Федеральной таможенной службы от 13 августа 2009 года № 1488 утвержден Административный регламент Федеральной таможенной службы по исполнению государственной функции по ведению таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности. В ТРОИС России могут быть внесены объекты авторского права и смежных прав, товарные знаки/знаки обслуживания и наименования мест происхождения товаров. По статистике Федеральной таможенной службы, наибольшее количество подделок выявляется в отношении одежды и обуви, на втором месте – кондитерские изделия и продукты питания, на третьем – парфюмерия и косметика.
В соответствии со статьей 306 Закона о таможенном регулировании заявление правообладателя о включении ОИС в ТРОИС должно содержать следующие сведения:
· о правообладателе, а в случае, если заявление подается его представителем, и о представителе;
· об объекте интеллектуальной собственности;
· о товарах, ввоз которых в Российской Федерации или их вывоз из Российской Федерации или совершение с которыми иных действий во время их нахождения под таможенным контролем, по мнению правообладателя, влечет нарушение его прав (чтобы таможенные органы могли выявить такие товары, сведения должны быть достаточно подробными);
· о сроке, в течение которого таможенные органы будут принимать меры, связанные с приостановлением выпуска товаров.
Срок защиты прав правообладателя устанавливается при включении ОИС в ТРОИС и не может быть больше двух лет со дня его включения. Указанный срок может быть продлен на основании заявления правообладателя неограниченное число раз, но каждый раз не более чем на 2 года, при условии действия срока исключительного права на товарный знак.
С 8 мая 2015 года вступили в силу изменения в Закон о таможенном регулировании, внесенные Федеральным законом от 6 апреля 2015 года № 73-ФЗ, в частности, были изменены правила включения ОИС в таможенный реестр в целях борьбы с контрафактом. В прежней редакции такие объекты вносились в реестр, если правообладатель предоставлял письменное обязательство возместить имущественный вред, который может быть причинен декларанту, собственнику, получателю товаров или иным лицам в связи с приостановлением выпуска товаров. При этом он был только вправе (но не обязан) представить договор страхования риска ответственности за причинение вреда (страховая сумма должна быть не менее 300 тысяч рублей). По новым правилам, таможня будет включать в реестр ОИС только при условии, если правообладатель застраховал риск ответственности за причинение вреда в пользу декларанта, собственника, получателя товаров или иных лиц в связи с приостановлением выпуска, то есть при предоставлении договора страхования.
Таможенные органы принимают следующие меры по защите объектов интеллектуальной собственности:
· внесение сведений об объектах интеллектуальной собственности в таможенный реестр (ст. 330 ТК ТС);
· приостановление выпуска товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности (ст. 331 ТК ТС);
· предоставление информации, которая может понадобиться правообладателю (его представителю), декларанту о товарах, в отношении которых принято решение о приостановлении выпуска.
Меры по приостановлению выпуска товаров, принимаемые таможенными органами, направлены на содействие правообладателю в защите его прав и законных интересов. При реализации таких мер таможенные органы сталкиваются с определенными сложностями:
1) длительный и трудоемкий процесс отслеживания потоков и мест сокрытия контрафактных товаров;
2) нежелание правообладателей применять к нарушителям меры административного воздействия.
Ключевым моментом, на который необходимо обратить внимание, является недостаточность знаний правообладателей о возможных мерах защиты со стороны таможенных органов. Именно для этого важно, чтобы правовые вопросы правообладателей объектов интеллектуальной собственности в части защиты интеллектуальных прав решали квалифицированные специалисты, которые будут постоянно анализировать рынок и в случае выявления факта нарушения исключительного права и выявления товаров, обладающих признаками контрафакта, обращаться в компетентные государственные и правоохранительные органы.
Какие же существуют эффективные решения указанных проблем по защите интеллектуальных прав с помощью таможенных органов?
Поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностным лицом таможенного органа Российской Федерации по результатам таможенного контроля достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, выразившегося в незаконном использовании чужого товарного знака, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров, в соответствии с частью 1 статьи 14.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Согласно части 2 статьи 14.10 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является наличие сведений о производстве в целях сбыта либо реализации товара, содержащего незаконное воспроизведение чужого товарного знака, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных классов.
На практике существуют два способа решения названных проблем с помощью таможенных органов:
1) факт нарушения исключительного права на объект интеллектуальной собственности может быть выявлен при пересечении товара через границу. В этом случае сотрудниками таможенного органа осуществляется приостановление выпуска товаров, содержащих ОИС (п. 2 ст. 331 ТК ТС). После этого составляется акт таможенного осмотра в соответствии со статьями 115 и 116 ТК ТС;
2) проблемы защиты прав интеллектуальной собственности могут быть решены при проведении таможенной проверки в торговых точках реализации потенциального нарушителя исключительного права на ОИС. Осуществление таможенной проверки возможно по заявлению правообладателя или его уполномоченного представителя в таможенный орган в отношении юридического лица, которое нарушает исключительные права правообладателя. Таможенная проверка осуществляется в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 134 ТК ТС и проводится на установление признаков, которые могут свидетельствовать о том, что проверяемые товары используются в нарушение условий и требований таможенной процедуры. Затем производятся изъятие товаров и наложение ареста.
Рассмотрим процессуальные моменты, которые фигурируют в обоих случаях:
· передача материалов при приостановлении товаров/материалов таможенной проверки в части незаконного использования ОИС в Управление Роспотребнадзора, Отдел административного расследования Таможни, а также МВД России для рассмотрения и принятия решения;
· определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования;
· назначение экспертизы объектов интеллектуальной собственности;
· назначение товароведческой стоимостной экспертизы;
· составление протокола об административном правонарушении;
· передача материалов дела о привлечении к административной ответственности в арбитражный суд;
· вынесение судом решения о привлечении к административной ответственности и назначение административного наказания;
· конфискация и (или) уничтожение товаров, принадлежащих юридическому лицу, нарушающему исключительные права правообладателя ОИС.
В заключение отметим, что в начале 2015 года Президент Российской Федерации поручил органам власти образовать государственную комиссию для противодействия незаконному ввозу, производству и обороту промышленной продукции, в том числе контрафактной. Основной целью создания такой комиссии является совершенствование государственного управления в области борьбы с контрафактом, мониторинг, контроль за органами власти, противодействующим незаконному ввозу и обороту на территории России контрафактной продукции. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту промышленной продукции», опубликованном на официальном интернет-портале правовой информации, председателем государственной комиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции является Министр промышленности и торговли Российской Федерации. Персональный состав комиссии утвержден в соответствии с Указом Президента РФ от 23.01.2015 г. № 31 «О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту промышленной продукции», а также на основании Указа Президента от 04.01.2016 г. № 5 «О внесении изменений в состав Государственной комиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции по должностям, утвержденный Указом Президента РФ от 23.01.15 № 31».
Проконсультироваться у Руководителя отдела промышленной собственности:
Очно на встрече: Москва, ул.Образцова, д.7, офис 210
По телефону: + 7 (499)755-61-84, +7 (495)604-42-47 (доб.34)
Почта:127018, Москва, ул.Октябрьская, д.2
E-mail: kabanova@patentmsk.ru